Травиан — экономическая стратегия, общий обзор.
Игра «Травиан» — в свое время привлекла огромное количество игроков из всех стран массированными рекламными размещениями на практически всех известных мне интернет проектах, посвященных играх, начиная от mmorpg.com и ign.com, заканчивая базами данных с игровыми предметами World of Warcraft — thottbot и компания. Можно лишь догадываться о стоимости размещения подобных рекламных материалов, однако они дали свои умопомрачительные результаты. Практически все геймеры в онлайн игры знакомы, пробовали, играли, ну или минимум слышали об игре Травиан. На форуме практически любой гильдии кратковременно появлялся раздел мол, «Наш клан «Крутые Перцы» рвут всех в травиане. Чем же объясняется этот безумный успех игры?! Рассмотрим процесс заражения игрой на примере того, как это было в нашей игровой тусовке. Основной тезис, рассылаемый всеми по всем своим контактам, был очень простой, звучавший вкратце приблизительно так: «Смотри игра — прокачка казуальная, денег не требует, для того, что бы строить и воевать не надо быть постоянно в онлайне, сервер третий, зона северо-восток, наших уже пять (десять, пятнадцать, двадцать…) человек, регистрируйся и пиши координаты своей деревни на форуме». Такой вирусной волной в свое время удалось собрать порядка пятидесяти человек буквально за несколько дней, все зарегистрировались, обсуждали на форуме кого и как мы будем воевать когда вырастем, начало было очень возбуждающим, ведь всего за пять-десять минут в день получаешь полноценную деревню с будущей армией, врагами и союзниками — все бесплатно, очень удобно.
Смысл игры очень простой, экономическая стратегия в полу-пошаговом режиме. Огромный игровой мир, разделен на клетки, в любой из клеток можно построить деревню. В каждой деревне ведется добыча четырех видов ресурсов, постройка построек и набор (с последующим содержанием) армии. Взаимодействие между деревнями очень простое — можно напасть, можно выслать подкрепление, можно отправить обозы с ресурсами. Игроки вольны делать все что угодно, единственным ограничением является невозможность нападать на деревни игроков в течение первых двух недель после начала игры, своеобразная защита для новичков. Существует три расы, каждая обладает некоторыми символическими преимуществами и недостатками по сравнению с прочими: римляне могут строить несколько построек сразу строят сильные сбалансированные, но дорогие войска. Германцы могут производить множество дешевых топорщиков, обладают сильными наступательными возможностями, однако медленно развиваются и слабы в обороне. У галлов лучшая конница, они очень быстро развиваются, и обладают уникальными капканщиками, очень сильны в защите. В целом все три расы сбалансированы, различия сделаны исключительно с целью разнообразить игровой процесс названиями военных единиц. Как в любой ММО-игре, игроки могут объединяться в кланы с возможностями заключать альянсы, объявлять войны и подписывать договоренности о ненападении.
Система боя очень простая, вы выбираете, кого отправить в атаку, например тридцать копейщиков и сто паладинов (конники германцев), выбираете деревушку врага. Скрипт рассчитывает время, через которое ваши войска дойдут, и состоится сражение, вы подтверждаете отправку и игру можно выключать. Атакуемые уведомляется, что на него отправили врагов, стало быть может подготовиться, попросить подкрепления и т.п. Само по себе сражение рассчитывается автоматически, вам по внутренней почте приходит отчет о сражении, мол столько-то союзников погибло, столько-то врагов уничтожено. Если войска союзников уничтожили всех защитников, то они уносят ресурсы, фактически — грабят деревушку. Такими ограблениями, кстати, очень удобно собирать ресурсы в самом начале игры, особенно германцами.
Игра притягивает простотой интерфейса, минимализм в графическом решении, отсутствие назойливых анимаций, простые и немного карикатурные зарисовочки на тему внешнего вида игровых армий и построек — все это в небольшом удобном навигационном меню буквально из нескольких пунктов, все просто и понятно. Игрокам предоставляется возможность самим разрабатывать графические пакеты для игры, что очень сильно освежает темы оформления игры. Самые популярные темы публикуются на форуме. Наиболее часто употребляемое сравнение — упрощенная «Цивилизация онлайн», максимально емко отражает законы жанра, примененные игре. Игра ведется за обладание ресурсами, военным потенциалом деревень и накоплением дружеских связей с деревнями других игроков, кланов, союзов.
Несмотря на кажущуюся простоту, в игре очень много различных элементов требующих минимального изучения гайдлайнов, справок и форума игры. Благо гайдов более чем достаточно, в которых учат последовательности построек для максимально быстрого покачивания ресурсной базы деревни, учат нападать на деревни так, что бы катапультами разрушать как можно больше построек, учат делать разведку перед нападением и выводить войска из деревени, когда на нее наступают многочисленно превосходящие силой войска. Да и практически на любом форуме, посвященном травиану, опубликованы подсказки и советы для новичков.
А вот как уже игроки будут пользоваться полученной информацией — совсем другое дело. Социальные взаимоотношения в игре это, пожалуй, самый интересный аспект Травиана. Кто-то кому-то нахамил, отправил войска. Обиженный игрок попросит помощи у соседних деревень в ответ направят сильную армию, которую будет ожидать засада в деревне обидчика, да и сам обидчик на самом деле шпион крупного альянса, который прореживает общий военный потенциал местности, в которую собирается проводить расширенную экспансию. Ну а когда начинается конец раунда и игроки строят «Чудо Света», все отношения проверяются на практике, именно в эти моменты решаются все вопросы: кто главный, кто сильнее, кто хитрее, кто мудрее, кто правильно распределил войска и подготовил их к финальным сражениям? Конец раунда расставит все точки над «I» и определит сильнейший союз игроков.
К недостаткам можно отнести очень быстро наскучивающую часть соло-контента, которого практически нет в игре. Фактически игроку-одиночке делать в игре нечего, «Один в поле не воин» это про Травиан. Ну и классическим недостатком можно считать серьезный сдвиг игрового баланса в пользу игроков «платников». Одно дело, когда за реальные деньги покупаются уникальные аватары и букеты цветов, другое же, когда за определенную сумму «золотых» вы увеличиваете добычу всех ресурсов во всех деревнях на двадцать пять процентов. Хотя, с другой стороны, если считать это «абонентской платой», то она небольшая (относительно прочих браузерных игр, или если сравнивать со стоимостью подписки на клиентские ММО), порядка трехсот рублей в месяц.
Игру можно однозначно рекомендовать, как одну из немногих создавших пусть и простую, зато 100% играбельную «PvP» вселенную. Как быстро надоест набор примитивных функций — вопрос сугубо индивидуальный, но игра предлагает все шанс стать лидером клана, выделиться из множества равных и подобных и доказать свое преимущество. Шанс одинаков у всех, дату начала нового раунда смотрите на официальном сайте. А когда надоест бодаться с неудачниками, всегда есть возможность под лозунгом «Надаем пиндосам люлей!» отправиться, например, на американские или китайские сервера. Патриотизм в таких вопросах решает.
Очень давно хотелось написать свое мнение об игре и сказать спасибо разработчикам за прекрасно проведенных пару месяцев в игре.
P.S. Автор статьи в игру перестал играть приблизительно через два месяца активных боевых действий, просто по той причине, что она стала отнимать исключительно много времени. При этом в любом случае я считаю, что игра одна из лучших, в силу 100% играбельности всех созданных в виртуальном мире элементов, а так же гипер-социальности игровых взаимоотношений. Именно в этой игре проще всего найти боевых товарищей, с которыми, возможно, Вы проведете свои лучшие игровые "годы". Удачи в игре!