сообщение от Prokos Приветствую !
Вот тут http://host-order.clan.su/forum/3-22-5584-16-1184246418 начал выкладывать отрывки из книги Андрея Романовского "Русь" ( или сайт Хост_Ордера-Главный форум-Библиотека-Тихий зал с сообщения № 5.
Если интересно - присоединяйтесь.
Могу дублировать сюда, если это удобнее.
Вот для примера:
*****
Империя Рюриковичей. Крещение Руси.
«Кто мы? Откуда? Куда идем?»
Отвечает выдающийся историк России С.М.Соловьёв.
«Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная … Сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – азиатские орды; … только на северо-востоке славянское племя могло найти себе убежище, … успело основать государство и укрепить его в уединении…»
Первые достоверные сведения о славянских племенах встречаются на рубеже 1-2 веков н.э. – римский историк Тацит в перечне варваров, соседствующих с Империей, говорит о привычных к оседлому образу жизни и сражениям исключительно в пешем строю воинов. А уже в 4 веке н.э. славяне выступают на историческую арену как самостоятельная сила.
Сообщества племен – кривичи и дреговичи, поляне и древляне – осваивает гигантские лесные территории между устьями Невы и Днепра, постепенно расширяя сферы влияния.
Летописец Нестор в книге «Повести временных лет» : «Другие славяне пришли и осели по Днепру и назвались полянами, иные древлянми. А некоторые стали между Припятью и Двиной и назвались дреговичами. Половчане прозвались от речки Полоты, которая впадает в Двину. Около озера Ильменя прозвались славянами; они построили себе город и назвали его Новгородом». А на берегах Днепра крупнейшим центром славянской цивилизации становится Киев.
Земли, где расселились славяне не были безлюдными, заниматься охотой и землепашеством и ремеслами приходилось в сообществе с местными племенами – чудью, муромой, витячами и берендеями. Славяне воспринимали аборигенов как равными себе, знакомя их со своими методами хозяйствования, заключая военные союзы и роднясь.
В те древние времена, когда только складывалась русская государственность, богатые и плодородные земли между Новгородом и Киевом привлекали иноземцев. Летописец Нестор повествует об отбитых нашествиях скандинавов-варягов и степняков-хазар, пытавшихся обложить славянские племена данью.
Со временем оборонительные войны сменились наступательными. Византийский писатель того времени Маврикий Стратег был свидетелем грозных славянских набегов на свои земли. Он говорил об изощренном военном искусстве славян: ночных атаках, умении заманивать противника в засады, имитируя паническое бегство, о способах становиться «невидимыми» (например сидеть под водой несколько часов, дыша через полый камыш).
Целью набегов, в соответствии с уровнем хозяйства и нравами эпохи, был грабеж и захват пленников. При этом четко регламентированного института рабства (подобно античному) у славян не было, хотя пленников и называли «рабами», а судьба любого из них могла сложиться трагически. Захваченным в плен предлагалось освобождение за выкуп; часты были браки (раб обретал свободу, если роднился со свободным человеком). Например, один из великих властителей древней Руси князь Владимир Святой, был сыном рабыни и никому из подданных не приходило в голову попрекать его столь низким произхождением.
Prokos
История Руси - продолжение
*** продолжение книги "Русь" *****
Разгромив на южных рубежах Руси воинственных хазар, переподчинив киевской власти ряд славянских племен, когда то обложенных хазарами данью, Олег начинает военные действия против Византии.
Летопись так повествует об этом (перевод С. Соловьева):
«В 907 году пошел Олег на греков. Взял с собой варягов множество, и новгородцев, и чуди, и кривичей и других народов. Со всеми ними пошел Олег на конях и кораблях и пришел к Царю-городу. Греки замкнули гавань и затворили город. Олег вышел из корабля, велел вытащить корабли на берег и повоевал городские окрестности. Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли церкви, одним словом поступали так, как обыкновенно поступают неприятели. Греки, видя всё это, испугались, вышли к Олегу из города и сказали ему “Возьми дани сколько хочешь”. Олег согласился и вернулся в Киев неся золото, драгоценные ткани, плоды и вина. Народ прозвал его Вещим Олегом».
Этот поход Олега, собственноручно прибившего свой щит к царьградским воротам, дабы византийцы не забывали о том, кто именно разгромил их войска, уже принципиально отличался от прежних славянских набегов. В те времена, когда сила уважала только силу, молодое русское государство никакими другими способами не смогла бы заставить считаться с сбой на равных одну из самых могущественных и цивилизованных европейских держав. Это был кровавый прорыв варварства, жаждущего приобщиться к иным ценностям, проникнуть в самую сердцевину цивилизованного мира.
Победоносное оружие Олега заставило Византию признать Русь как субъект международного права и заключить с ней ряд письменных договоров, где речь шла не только о положении пленников, в случае будущих военных конфликтов, но и мирных дел, например наследование имущества – было отменено практиковавшееся в Европе «Береговое право», когда чужеземный корабль, потерпевший крушение, вместе со всем своим имуществом становился собственностью прибрежных жителей. Византия и Русь обязались возвращать друг другу такие корабли. Русские купцы на неслыханно льготных условиях допускались в Царь-град, что способствовало не только всплеску торговли, но и лучшему знакомству славян с культурой и верой византийцев, с их государственным устройством.
В 912 году Олег погибает. Княжичем становится Игорь. В это же время проходит череда войн с древлянами, которые попытались отделиться от Киева. В данном конфликте скорее всего виноват Киевская централизованная власть, бездумно облагавшая некоторые племена огромной данью. В результате этих войн в Царь-граде решили, что Русь ослабла. В результате Византия в одностороннем порядке перестала выполнять заключенные договоры. Разгромив древлян Игорь двинул войска на Византию. Русская эскадра численностью около 10 000 человек подошла к берегам Босфора. Сухопутная атака русичей была отбита, хоть и с большими потерями. Военное превосходство византийцев на море оказалось совершенно бесспорным: применив «греческий огонь» (зажигательная смесь из нефти, смолы и серы) византийцы фактически испепелили русскую флотилию.
Византия взяла реванш за прошлые поражения. Игорь начал готовится к новому походу, а силы Византии были исчерпаны. Византийские послы пришли заключать мир и предложили дань в два раза бОльшей той, что взял в свое время Вещий Олег. Переговоры велись в устье Дуная. Силы русских тоже были предельно истощены, дружинники говорили Игорю о «темном исходе всего предприятия» … Игорь взял дань и возвратился в Киев.
Соловьев так перевел летопись касательно переговоров:
«Игорь призвал к себе греческих послов и спросил их
- Скажите, что же говорил вам Царь ?
Послы отвечали:
- Вот царь послал нас к тебе, он очень рад миру, хочет мир иметь и любовь с рксским князем. Твои послы водили наших князей к присяге, и нас послали, чтобы привести тебя и мужей твоих также к присяге.
И русских приводили к присяге в церкви св.Илии. Игорь, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их звериными шкурами, рабами и воском».
Prokos
Re[2]: История Руси - продолжение
Но 944 год, когда произошли эти события, не стал годом успокоения для страны. Победное окончание кровопролитной войны, начавшейся серией русских поражений, и международное признание, обернулось жестокостями внутренней политики. Дружинники, которым ничего не досталось от византийских щедрот, поскольку, видимо, и не ходили в данный поход, принудили Игоря, жалуясь на собственную «наготу», обложить данью древлян, не дававших к этому никакого повода. Древляне выплатили всё, что требовал князь и «его люди». Но этого показалось мало и Игорь потребовал еще вдобавок того, что получил. Древляне говорили (по словам летописи): «Повадился волк к овцам, перетаскает всё стадо, если не убьют его». В результате Игорь с дружиной были убиты древлянами. Теперь уже вдова Игоря – Ольга – вынуждена была силой оружия подавлять смуту внутри страны, которая на самом деле, приобрела уже характер настоящей войны. Если бы не алчность дружинников Игоря, этой войны могло бы и не быть.
«Святая Ольга», киевская княгиня и первая на Руси христианка, жестоко отмстив древлянам за смерть мужа, фактически стала правительницей государства. Сын Игоря и Ольги – Святослав, законный наследник, в год смерти отца (Игорь убит в 945 г.) был еще ребенком. Ольге были не по душе военные авантюры погибшего мужа.
Она размеренно и методично, исключительно мирными средствами, укрепляла страну – устанавливала «погосты» (представительства центральной княжеской власти на местах); определяла точные размеры дани, взимаемой с населения; упраздняла власть родовых старейшин (где это было возможно не прибегая к силе); переподчинила племена центральной власти. Этими методами Ольга готовила страну к глубочайшим духовным преобразованиям.
Из Летописи про Ольгу – «Ольга с малых лет искала мудрость, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». В 955 году Ольга в Царь-граде принимает крещение. Крестным отцом был не кто иной, как Император Константин Порфирородный. Управляемая княгиней-христианкой, Русь в новом свете предстает перед христианскими государствами Европы. Следуя примеру Ольги в христианство обращается всё больше славян. Но обратить в свою веру сына Станислава, принимающего в то время власть из рук матери, княгиня не смогла.
Prokos
Книга "Русь" - продолжение
Летописец повествует: «Часто Ольга говаривала сыну “Я рада, что узнала Истинного Бога, и ты будешь радоваться, когда узнаешь его”. Святослав обыкновенно отвечал на это: “Как мне одному принять новую веру? Дружина станет смеяться надо мною!” Ольга говорила “Если ты крестишься, то и все станут делать то же”. Но Святослав не слушался матери и жил языческими обычаями».
Отойдя от государственных дел, Ольга строит в Киеве церкви и занимается проповедью христианской веры. Ее смерть в 969 году оплакивали всей страной, даже сын-язычник хоронил мать по христианскому обряду.
Войны блистательного полководца Станислава в конечном итоге едва не поставили под угрозу само существование страны. Военные победы над соседями следуют одна за другой: разгромлен Хазарский каганат, разгромлены кавказские племена; Болгария, с которой война ведется не понятно ради чьих интересов, тоже разгромлена. Святослав подумывает о переносе своей резиденции на Дунай.
Но наряду с этим внутренние дела обширнейшего государства совершенно забыты.
Исполнение грандиозных замыслов срывается, когда гонцы, прибывшие в болгарские земли из осажденного печенегами Киева, напоминает Святославу о его обязанностях перед страной: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе твоей Отчизны ?”
Святослав возвращается – печенеги побеждены. Но на Дунае восставшими болгарами разгромлены русские войска, оставленные Станиславом. Едва ли задумываясь о далеко идущих последствиях такого шага, Святослав поручает трем своим сыновьям управление тремя равновеликими территориями страны – Киевом, Новгородом и Древлянской землей. Сам же Святослав намеревается вновь ринуться на болгар.
Покарав Болгарию за «измену» и обретя в лице ее жителей весьма ненадежных союзников, Святослав начинает изнурительную, даже по тем жестоким временам неслыханно кровопролитную войну с византийским Императором Иоанном Цимисхием. Руси эта война ничего не принесла, кроме фразы «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Костей было много с обеих сторон. Пригороды Царь-града представляют собой совершенно обезлюдевшие, выжженные русскими руины. В ответ византийцы заживо предают огню восьмитысячный русский отряд, обороняющийся во взятой штурмом болгарской столице.
Prokos
Книга "Русь" - продолжение
Святослав сам запросил мира и на переговорах с Цимисхием обещал навсегда покинуть Болгарию и не посягать больше на византийские владения. Коварному императору, пришедшему к власти при помощи убийства своего предшественника, не составляло труда обмануть киевского князя, который отличался честностью и всегда предупреждал честно соперников – «Иду на вы !». На обратном пути в Киев Святослав был убит печенегами, которые по некоторым предположениям, находились в сговоре с византийцами.
Убийство Святослава произошло в 972 году.
А вскоре на Руси вспыхивает конфликт между сыновьями этого грозного воителя: Ярополк погибает от рук воинов Владимира. А в 980 году Владимир – единственный оставшийся в живых из братьев, сын рабыни, у которого изначально не было никаких шансов на верховную власть – становится великим князем всей Русской земли.
Владимир понимал, что положение в стране не отличается устойчивостью, если князь годами находится в походах, как случалось со всеми предшественниками Владимира. Он прочно оседает в Киеве, давая понять своим подданным, что у государства российского отныне вновь появился мощный политический центр. Город строится и укрепляется, дела на местах ведутся через доверенных лиц.
Оглядываясь на деяния своих предшественников, князь Владимир старается не повторять их ошибок, признавая лучшим среди всех – правление Святой Ольги. Он всё чаще начинает задумываться о ее правоте в выборе веры, хотя поклонников христианства на Руси было и немного. Он считал, что именно религия позволила женщине, без войн и резни войти в Царь-град, и на равных, доброжелательно, общаться с императором Византии.